Главная » Статьи » Полезная информация

Статья о рок музыке и ее развитии в России
Роковые поэты и поэзия рока
Ведь было же время, в самом деле, когда для нонконформистски настроенной

молодежи имена Джона Леннона, Джека Керуака и Че Гевары стояли в одном
ряду!
К чему это я? Да про рок-музыку.
Применительно к России собственно музыке здесь всегда сопутствовало Слово.
Отсюда ее бросающаяся в глаза "литературность" отечественной рок-музыки, да
и всей субкультуры, в 80-х получившей эпитет "неформальной". Поразмыслить
об этом дал повод ряд книг, совсем недавно появившихся в продаже.
До интересных времен мы дожили – андеграунд становится классикой и
историей. Поэтические творения П. Мамонова, Б.Гребенщикова, А. Скляра
выпускают великолепной 10-томной антологией «Поэты русского рока» в
издательстве "Азбука-классика", наряду с Ахматовой, Борхесом, Набоковым и
Данте. В строгой твердой обложке, на которой имена лидеров отечественных
рок-групп выгравированы золотыми буквами. Пока появились на свет два тома,
в которых тематически собраны московские и питерские авторы. Питерцы, как
водится, местами заумны (как те же Гребенщиков и Гуницкий) и бесконечно
мифологичны (особенно в этом плане показателен лидер группы «Пикник»
Э.Шклярский, который умело выстраивает какой-то свой прямо-таки
параллельный мир). У московских авторов можно заметить по крайней мере две
особенности. Первое - следование классической традиции (особенно это
заметно в поэзии Алексея Романова) с ее философским лиризмом: «Мы одиноки,
мы совсем одни,/Мы редкие, далекие огни,/Мы на виду у всех, как мотыльки,/
И к нам летят ночные мотыльки». С другой стороны - некий юродствующий
примитивизм, как реакция, должно быть, на перенасыщенность столичной жизни
культурными, социальными и политическими потрясениями. Классический и
неподражаемый пример - творчество Петра Мамонова, некогда лидера группы
"Звуки Му". Ныне он актер, "сам себе режиссер" и создатель уникального
сценического жанра, развивающего современный театр абсурда. Его тексты -
нарочито "вещественны", наполнены множеством узнаваемых бытовых деталей. И
в то же время они предельно метафоричны, в них - какая-то новая
урбанистическая мифология:
Теперь на помойке так пусто
Разбежались коты
Теперь на помойке так чисто
Ведь уехала ты
На-та-ша
Наряду с «мэтрами», среди которых необходимо упомянуть и Армена Григоряна
(группа "Крематорий"), Максима Леонидова и Константина Никольского, в
вышедший двухтомник включены два сравнительно молодых автора - Найка
Борзова и Александра Васильева (группа «Сплин»). Но при этом нет Сергея
Калугина, Ольги Арефьевой, Анны Герасимовой (Умки), и ряда других авторов,
которые и определили основной тон московского, в частности, андеграунда
90-х. И неужто не появятся здесь же, если уж на то пошло, творения г-на
Шнурова?
Нередко люди начинают писать стихи и совершенно неожиданно для самих себя.
Так, Олег Сакмаров, мультиинструменталист, музыковед, участник "Аквариума",
"Наутилуса" и «Ю-Питера», как выяснилось, с недавних пор еще и поэт. В
каждой из этих ипостасей Сакмаров по-своему интересен. В сборник "Разговор
с золотой рыбкой», вышедший ограниченным тиражом, помещены, в частности,
его стихи, интервью, путевые заметки, а также ранние эссе, посвященные
"Аквариуму". Тогда он еще не был членом группы и анализировал творчество
коллектива отвлеченным, но очень внимательным к каждой детали взглядом
академичного музыковеда-культуролога. "После нескольких острых гитарных
аккордов – причудливо изломанная мелодическая инструментальная линия,
извивающаяся, как странная угловатая змея или руки певца-декадента.
Гармоническое сопровождение – не трезвучия, а более сложные минорные
аккорды из четырех, пяти и шести звуков. В сочетании с мелкими, как бы
шелестящими ритмическими фигурами ударных все это создает ощущение
неустойчивости, зыбкости, мерцания. Вступает голос с быстрой декламацией на
двух трех нотах. Ее опорный тон – вторая ступень минорной гаммы –
напряженно дисгармонирует со звуками основного аккорда тональности…"
Согласитесь: т а к о песнях "Аквариума" не писал, пожалуй, никто. И хотя бы
уже по этому с данной монографией стоит, на наш взгляд, ознакомиться.
А в издательстве Ультра.Культура" вышла тем временем "Антология поэзии
битников" - увесистый том (почти 800 страниц), включающий в себя 15
персоналий с краткими биографиями поэтов, их черно-белыми фото и солидной
стихотворной подборкой. Битники, "потерянное поколение", предвестники
идеологии хиппи, они стали для американской, да и мировой литературы 20
века новыми "проклятыми" поэтами, которые, вслед за Бодлером негодовали от
пошлости окружавшего их общества, вслед за Уитменом стремились к восприятию
жизни как единого космического потока, неделимого на высокое и низкое,
постыдное и целомудренное, человеческое и божественное. И в то же время
были неисправимыми индивидуалистами, заблудившимися, во многом
разочаровавшимися, пережившие войну и послевоенную опустошенность, которые
пестовали собственные неврозы и не стеснялись своих болезненных
пристрастий. В начале книги приводится 11 словарных значений английского
слова beat – от «удар, барабанный бой, биение сердца» до «метаться в
поисках выхода, способа побега». Что являлось основным внутренним импульсом
движения битников? Мысль не нова, но то была отчаянная попытка неординарно
мыслящих и поэтически одаренных людей преодолеть время и географию
собственного земного пр6ывания в стремлении к Абсолюту. Преодолеть любыми,
нередко за гранью дозволенного, способами, будь то наркотики,
бродяжничество или воровство. Но не поэтому ли пути шли в свое время
Франсуа Вийон и Жан Жене, столь же неприкаянные и поэтически одаренные. В
книгу включены не только стихи и поэмы, большей частью представляющие собой
причудливый поток сознания, но и критические статьи, эссе и манифесты
центральных фигур движения «битников» - Аллена Гинзбурга, Джека Керуака
Грегори Корсо, Питера Орловски и других. Творения поэтов, без влияния
которых немыслимо американское рок-движение 60-х – группа «Дорз», «Грейтфул
дэд», Дженнис Джоплин...
В том же издательстве выпущена книга Ника Кейва "Король Чернило", точнее
первый том из двух запланированных. Здесь собраны ранние стихи знаменитого
австралийского музыканта, целый ряд коротких пьес, написанный им в
соавторстве с не менее эксцентричной певицей Лидией Ланч, эссе и заметки.
Например, о первом знакомстве музыканта с группой Einsturzende Neubauten. В
своих стихах Ник Кейв, Эдгар По современного рока, исследует темные стороны
человеческой психики. Причем в его текстах апокалиптические картины
чередуются с прямо-таки изуверскими: «Язва на шраме и рубцом погоняет!
Миллионы порезов… Все это смахивает… на длинные тонкие красные ленты на
ручонках смертной девчонки!» Такими картинками книга просто изобилует. Не
скрою, что с музыкой это все слушается гораздо органичнее. Зато здесь мы
можем встретить отксеренные страницы черновиков Кейва, свидетельствующие о
том, что и процесс создания стихов вселенского ужаса и страдания был не
менее противоречивым и мучительным. Откуда у него все это? Уж не от горячей
ли любви Ника Кейва к русской литературе, о чем сказано во всех статьях.
Посвященных музыканту. Нет, вряд ли. Кстати, во время последних гастролей
Кейва кто-то из поклонников подарил ему нетленную книжицу Венечки Ерофеева.
Интересно, о чем же будет следующий альбом певца?
Категория: Полезная информация | Добавил: Tuman (07.09.2010)
Просмотров: 1886 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]