В ноябре 1983 года из музыкантов «Демокритова Колодца» и «Хрустального
Шара» во главе со Святославом Задерием собралась новая группа. Свою
кличку «Алиса» Слава сделал названием команды, и таким образом, сразу
связал новорожденную группу родственными узами со Страной Чудес и
Зазеркальем.
За первый год своего существования «Алиса» стяжала себе известность в
стенах питерского рок-клуба и чуть-чуть за его пределами, но, по
воспоминаниям самих музыкантов, «настоящая жизнь» началась только после
того, как Задерий пригласил в группу москвича Костю Кинчева, взамен Бори
Борисова, прежнего вокалиста.
В феврале 1985 года состоялись первые репетиции в обновленном составе, а
в марте того же года «Алиса» стала лауреатом III фестиваля
Ленинградского рок-клуба, как бы отметив свое второе рождение. 1985 год
принес «Алисе» еще одну перемену. Гитарист Андрей Шаталин получил диплом
железнодорожника и уехал по распределению в Прибалтику, а группа
осталась без гитариста. И тут появился Петя Самойлов, который долгое
время нигде не играл. Кроме него на роль гитариста претендовал Андрей
Васильев, по кличке «Худой». Слава Задерий склонился вк сторону Пети:
Петя сочинял песни, а Худой — нет. Год спустя, после возвращения
Шаталина, а главное — в связи с уходом лидера и бас-гитариста Славы
Задерия, Петя перешел на бас-гитару.
Свой первый альбом «Энергия» «Алиса» сделала в жестком новом ключе,
насколько это было возможно с саксофоном, флейтой, скрипкой и
виолончелью… «Энергия» стала одной из первых в русском роке пластинок,
изданных государственной фирмой грамзаписи «Мелодия». По официальным
данным, тираж превысил 1 000 000 экземпляров.
В 1986 году «Алису» стало лихорадить — два лидера никак не уживались в
одной группе. «По ту сторону добра и зла» — программу, сыгранную на IV
фестивале ЛенРок-клуба — они сделали еще вместе, а осенью на одном из
концертов Задерий сказал остальным: «Подождите, я сейчас…» — и исчез.
«Алисовцы» в спешном порядке нашли замену — Игоря Тихомирова, басиста
группы «Кино», которому тут же, в гримерке, показали нужные аккорды.
Через некоторое время Слава все же вернулся в группу, и так
периодически: то пропадал, то снова появлялся в «Алисе», пока в 1987
году не собрал новую команду «Нате!», название для которой, кстати,
придумал Кинчев.
Весной 1987 года «Алиса» приступила к работе над своим вторым альбомом
«БлокАда». Альбом получился заметно тяжелее «Энергии», но гораздо более
цельным и продуманным, хотя записали его за три дня.
17 ноября 1987 года перед концертом группы в ленинградском Дворце спорта
«Юбилейный» произошел инцидент, который вылился в долгий судебный
процесс, традиционно называемый «делом Кинчева». Милицейский кордон не
пропускал Константина и его первую жену, Анну Голубеву, и когда,
наконец, Костя, взвинченный, вышел на сцену, одну из песен — «Эй, ты,
там, на том берегу» — он посвятил «иностранным гостям, присутствующим в
этом зале ментам и прочим гадам». Через несколько дней в ленинградской
газете «Смена» появилась публикация 24-летнего Виктора Кокосова,
названная «Алиса с косой челкой» : «Хайль, Гитлер, на том берегу», —
прокричал в микрофон солист группы К. Кинчев. Часть зала застыла в
недоумении — не ослышались ли они? Другая часть, перед эстрадой,
казалось, ничего не заметила и продолжала раскачиваться из стороны в
сторону в такт музыке".
Надо ли говорить, как воспринял Константин обвинение в фашизме. «Алиса»
подала на «Смену» в суд за клевету. Разбирательство должно было
состояться в начале 1988 года в зале Куйбышевского райнарсуда (г.
Ленинград), но власти, естественно, воспротивились суду над газетой. В
то время это было невозможным. В начале марта Кинчева арестовали на
квартире у директора «Алисы» А.Тимошенко за, якобы, учиненный там пьяный
дебош, а через три дня — без всякого повода, в подъезде.
Дело отложили до 23 марта, взяв со всех музыкантов «Алисы» подписку о
невыезде. На следующий день группа уехала с концертами в Псков. По
возвращении, Костю посадили на 7 суток, сославшись на «убитого в Пскове
милиционера», но потом вынуждены были отпустить — за отсутствием состава
преступления.
Незадолго до последнего заседания суда (3 октября 1988 года) газета
опубликовала официальное извинение перед музыкантами группы — буквально в
нескольких строках, после чего «Алиса» решила прекратить дело.
Трудно сказать, то ли «утяжеление» стиля, то ли неспокойная участь
музыканта скандальной «Алисы» заставили по завершении дела уйти из
группы Андрея Шаталина и Павла Кондратенко. Кондратенко создал
собственную группу «Замок 30» и записал несколько альбомов, пока в 1990
году не продал свои клавиши и окончательно не канул в творческое
небытие. В 1988 году «Алису» оставил еще один музыкант Саша Журавлев —
«Пончик», и весь следующий год с группой выступал саксофонист из «ДДТ»
Чернов, по прозвищу «дядя Миша».
В начале 1989 года в «Алисе» появился новый гитарист Игорь Чумычкин,
игравший в московской группе "99%” и участвовавший в записи альбома Юры
Наумова «Перекати — поле». По рекомендации Юры, Чума и оказался в
«Алисе», вместе с клавишником из "99%” Андреем Королевым.
В новом составе «Алиса» записала «Шестой Лесничий» и параллельно, на
одном дыхании, полуакустический-полухулиганский альбом «206, ч.2»,
который практически сразу исчез и нашелся только через несколько лет в
городе Жиганске (!). Летом 1989 года в Алису вернулся Андрей Шаталин.
Следующий альбом «Шабаш» решили сделать концертным. Его сводили на
студии ВПТО «Видеофильм», и от концертного варианта, записанного в
«Лужниках» 28 октября 1990 года, остались, дай бог, ритм-секция и
восторженные возгласы зрителей возле сцены, но атмосфера концерта от
этого не пропала, и «Шабаш» — самый «живой» альбом за всю историю
группы. На той же студии музыканты записали «Для тех , кто свалился с
Луны» — мистический, в духе бродячего балагана, «маленький, забытый
всеми Театр». Этот альбом стал последним выпущенным на виниле, все
последующие издавались только на кассетах и CD. В 1992 году группа
впервые едет на гастроли в Израиль. «Черную Метку» «Алиса» отыграла как
реквием: 12 апреля 1993 года гитарист группы Игорь Чумычкин покончил с
собой, выбросившись из окна квартиры в Москве. В альбом вошли три песни
самого Игоря, одну из которых Чума закончить уже не успел, и за него это
сделал Кинчев. В апреле 1994 года в Москве в ДК им. Горбунова
состоялась презентация «Черной Метки» и празднование 10-летнего юбилея
группы.
Практически сразу после выхода «Черной Метки», проехав мощным
«метка-туром» «по просторам необозримым, местам сказочным заповедным»
(по всей стране до самого Владивостока), «Алиса» приступила к работе над
новой программой «Джаз», которая была записана осенью 1995 года.
В этом же году группа участвует в концерте «Музыканты — Храму Христа
Спасителя», а все лето 1996 года дает концерты по России вместе с
другими известными музыкантами в туре «Голосуй или проиграешь».
В октябре 1997 года вышел в свет новый альбома «Дурень».
В феврале 1998 года поступает в продажу CD-ROM «Алиса. Быль да сказки» —
вторая рок-энциклопедия из серии «Интерактивный мир». Рок-энциклопедия
рассказывает о группе и Константине Кинчеве. «Быль да сказки» — это
более 100 песен из 12 альбомов, записанных «Алисой», видеоклипы,
концертные съёмки и фрагмент из фильма «Взломщик» (1986, в главной роли —
Кинчев). На диске собраны статьи из советской прессы конца 80-х, отзывы
о группе и интервью Кинчева, напечатанные в различных газетах и
журналах бывшего СССР.
В 1998 году выходит сольный альбом Кинчева «Геополитика» (проект
«Кинчев-Рикошет»). 1 июля 1998 года в продажу поступает концертный
сборник «Пляс Сибири на берегах Невы», записанный 20 декабря 1997 года
во ДС «Юбилейный» (Санкт-Петербург).
В октябре 2000 года «Алиса» выпустила альбом «Акустика. Часть третья» —
концерт, записанный в Пскове в 1988 году. Также 2000 год — год выхода
альбома «Солнцеворот».
В марте 2001 года в продажу поступила книга текстов группы «Алиса»
«Константин Кинчев. СОЛНЦЕВОРОТ: стихи, песни, интервью».
9 ноября 2001 года — дата релиза нового альбома «Танцевать».
В 2002 году группа занимается сведением альбома с рабочим названием
«Небо славян» на питерской студии «Добролет».
В 2005 вышел альбом «Изгой».
|